Գործնական աշխատանք

1.Գտնե՛լ այն բառերը, որոնցում շեշտը չի ընկնում վերջին վանկի ձայնավորի վրա։

Գրեթե, գետը, բարիք, Իտալիա, կիտրոն, գուցե, ծանր, ծաղիկ, նույնիսկ, տեխնիկա, չորրորդ, քանիերորդ, գիրքս, հեքիաթ, նույնպես:

Գրեթե, գետը, Իտալիա, գուցե, տեխնիկա, քանիերրերդ, նույնպես։

2.Գտնե՛լ, թե որ բառերի կազմության ժամանակ է կատարվել ի ձայնավորի հնչյունափոխություն։

Հնադարյան, տնական, ջրավազան, ընչաքաղց, ըղձական, ընկուզենի, ազնվական, գնորդ, վեհապանծ, մտաբերել, լեռնագործ, հիմնադիր, լրագրեր, աղավնյակ, վիրակապ, քմային, գարեհաց, ճգնել, թրթիռ, գունագեղ, միջանկյալ, նշաձև, գրակալ, թխամորթ, կրաման, նմանատիպ, սրտակից:

Հնադարյան, ընչացք, ըղձական, գնորդ, մտաբերել, ճգնել, նշաձև, գրակալ։

3.Գտնե՛լ, թե որ բառերի կազմության ժամանակ է կատարվել ու ձայնավորի հնչյունափոխություն։

Բրդոտ, կարմրախայտ, բվեճ, թմբեր, ըմպանակ, գնացուցակ, ջրամբար, նշանագրություն, տնական, գթալ, ժողովրդական, խճուղի, խմբակային, մրգահյութ, խնկարկել, տրտնջալ, ոսկեգույն, սրել, գրականություն, աշխարհագրական, լրաբեր, ցորենահատ, առվակ, մթնել, դյուրահալ, հնձել:

Բրդոտ, ըմպանակ, ջրամբար, տնական, ժողովրդական, խճուղի, խմբակային, սրել, լրբեր, առվակ, մթնել։

Самостоятельная работа

Глаголы I спряжения имеют окончания:
            -у (-ю),   -ешь (-ёшь),   -ет (-ёт),   -ем (-ём),   -ете (-ёте),   -ут (-ют).

К I спряжению относятся все остальные глаголы, оканчивающиеся в неопределённой форме на -еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ыть + брить, стелить

Ко II спряжению относятся:
– глаголы в неопределённой форме оканчивающиеся на -ить (кроме брить, стелить);  
– 7 глаголов на -еть: смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, обидеть, вертеть;  
– 4 глагола на -ать: слышать, дышать, гнать, держать, а также все приставочные глаголы, образованные от них.
Например:     задышать, присмотреть, перегнать.  

Глаголы II спряжения имеют окончания:
            -у (-ю),   -ишь,   -ит,   -им,   -ите,   -ат (-ят).  

Упражнение 1

Используя схему, измените слова:

уметь,  читать, брить, поднимать, понимать, смотреть, кушать, дышать, верить, копить (деньги), чинить (мебель), обидеть, прыгать.

умеешь, читаю, брею, поднимаешь, понимает, смотрят, кушают, дышат, верят, коплю (деньги), чинит (мебель), обедают, прыгаешь.

Упражнение 2

Вспомните, как мы определяли род слова, запишите в колонках:

журнал, бабушка. дерево, дом. друг, яйцо, лампа, чайник, кресло, стол, дедушка, семья, школа, врач, журналист, студентка, вход, машина, компьютер, фото, карта, город, кино, море, рыба, собака, пальто, юбка, шкаф, стул, щенок, кухня.

мужской род

(мой, он)

журнал

дом

друг

чайник

стол

дедушка

врач

журналист

вход

компьютер

город

шкаф

стул

щенок


женский род

(моя, она)

бабушка

лампа

семья

школа

студентка

машина

карта

рыба

собака

юбка

кухня

 


средний род

(моё, оно)

дерево

яйцо

кресло

фото

кино

море

пальто


Упражнение 3

 мой, моя, мое (моё)

Это мой дом.              Это моя сестра.         Это мое окно.

Это мой брат.             Это мой  класс.          Это мое фото.

Это мое яблоко.         Это мой шкаф.           Это моя школа.

Это моя мама.            Это мой город.           Это мой журнал.

твой, твоя, твоё

 Это твоё пальто.              Это твоя собака.       Это твой этаж.

Это твоя сумка.                Это твой дедушка.    Это твой сад.

Это твоя комната.            Это твоя бабушка.     Это твоя семья.

Это твой подъезд.            Это твоя карта.          Это твоя кошка.

наш, наша, наше

 Это наша страна.         Это наше море.            Это наша книга.

Это наш город.           Это наш парк.             Это наш журнал.

Это наша Грузия.         Это наше окно.             Это наше окно.

ваш, ваша, ваше

Это ваша школа.         Это ваш брат.                Это ваш щенок.

Это ваш класс.           Это ваш подъезд.          Это ваш врач.

Это ваше пальто.         Это ваша сестра.             Это ваша рыба.